Впервые в рамках организованных «Петербургским медицинским форумом», «Дней британского здравоохранения в Санкт-Петербурге» (5-7 октября 2010 года) (www.bhce.ru) прошел уникальный семинар и круглый стол, по теме «Архитектура, дизайн, искусство в медицинских клиниках - новые шаги в повышении качества лечения и удовлетворенности пациента» с участием Клаудиа Блум, директора архитектурной фирмы «Avanti Architects» (Лондон), отвечающей за медицинский сектор, Наталь Пурнис, ст. преподавателя каф. практической психологии СПб Архитектурно-строительного университета, Максима Виноградова, директора «Студии МЕД-ДИЗАЙН» (Москва), Людмилы Трушталевской, преподавателя музыкальной психологии и психологии художественного творчества СПб Консерватории им. Римского-Корсакова и др.

Модератор семинара Анна Бородина, отметила, что медицинские учреждения входят в число наиболее сложных типов учреждений c точки зрения проектирования и архитектуры, поскольку должны не только осуществлять диагностику и лечение пациентов, решать административно-хозяйственные задачи, предоставлять комфортные условия для пациентов, но и отвечать различным нормативам противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Долгое время функциональность считалась определяющим критерием при проектировании медицинских учреждений, однако в последнее десятилетие архитекторы Европы и Америки совершили прорыв в этой области, доказав, что продуманные архитектура и дизайн, не в ущерб функциональности, в большей степени влияют на состояние пациента и работу врачей, чем было принято считать ранее. Специалисты сходятся во мнении, что будущее за клиниками, внешний вид которых скорее напоминает жилое помещение, чем больницу в нашем традиционном представлении.

Тони Монк, британский архитектор, специализирующийся на дизайне в области здравоохранения, считает, что «окружающая среда больницы способствует лечению пациентов».

Вслед за Европой и Америкой концепция «очеловечивания» медицинских учреждений постепенно приживается и в России. Не секрет, что в ряде случаев материально-техническое состояние ЛПУ вводит пациента в еще большее состояние тревоги, а административный режим пребывания в нем напоминает если не тюрьму, то учреждение особо строго режима.
В первую очередь она направлена на снижение тревоги, стресса и психологического дискомфорта у пациентов как от пребывания в медицинском учреждении, так и от процесса лечения. Большая значимость уделяется вопросам лучшей адаптации к условиям больницы и понимания пациентом назначенного ему лечения.

Кристиан Джарет, один из специалистов, работавший над этой темой, в своей статье «Есть ли врач в здании?» выделил основные элементы этой концепции, они включают такие положения как:

1. Ориентация в больнице.

Доказано, что возможность самостоятельной ориентации в больнице является для пациента очень важным фактором. Осознание того, что он может перемещаться по ее территории, пользуясь указателями или другими условными ориентирами, вызывает у пациента чувство уверенности и снижает уровень стресса.
В больнице Видарклиникен (www.vidarkliniken.se ) в Швеции, отвечающей принципам данной концепции, считают, что лучшим лекарством является желание жить, не быть независимым от других, делать привычные вещи. Так, в этой больнице, спроектированной архитектором Эриком Асмуссеном, созданы очень интересные дверные ручки – если дверь открывается наружу, то место ручки занимает отпечаток ладони, а если вовнутрь, то ручка выполнена в форме руки, поданной для приветствия.

2. Отдельная палата.

Отдельная палата не только дает пациенту необходимое личное пространство, но и делает возможным частые посещения со стороны друзей и близких, что в ряде случаев играет решающую роль.
Кроме того, согласно исследованиям немецких ученых из университета Фрайбурга, размещение пациентов отдельных палатах до 40% снижает риск распространения внутрибольничной инфекции и почти на 20% снижает ошибки медицинского персонала.

3. Эстетика.

Использование натуральных материалов, там, где это возможно, и дневного света, имитация комфортной домашней обстановки, красивый вид из окна, живые цветы, наполнение окружающей среды клиники предметами искусства, картинами и фотографиями на стенах, внимание к деталям – все это не только благоприятно влияет на состояние пациентов клиники, способствуя их скорейшему выздоровлению, но и является важным маркетинговым инструментом.

4. Шумовой фон.

Еще одним вопросом, требующим внимания архитекторов и дизайнеров, является снижение уровня шума в медицинских учреждениях. Часто пациенты не могут нормально спать в больнице из-за постоянно открывающихся и закрывающихся дверей и шума приборов, тогда как сон является крайне важным аспектом при выздоровлении, а шумная обстановка повышает уровень стресса у пациентов.

5. Цвет.

Использование цвета в дизайне медицинских учреждений решает сразу несколько функциональных задач. Цвет может применяться как средство ориентации, если выделить им разные зоны. Кроме того, широко известно, что цвет способен влиять на настроение и облегчать состояние пациентов. Существует даже теория, рекомендующая размещать пациентов с высокой температурой в палаты, окрашенные в холодные сине-фиолетовые тона, а пациентов, чьи заболевания по природе своей считаются холодными, в палаты теплых тонов.

Хотелось бы также отметить, что конкурентоспособность и экономическая эффективность медицинских учреждений, спроектированных или реконструированных с учетом этих идей гораздо выше, чем у традиционных больниц и клиник. В центр по проектированию здоровья (калифорнийская организация, поддерживающая идею больниц, «способствующих выздоровлению») было подсчитано, что реализация подобных изменений добавила бы 12 млн долл. к общей стоимости проекта стоимостью 240 млн долл., рассчитанного на 300 чел.

Новые больницы также привлекают квалифициро- ванных врачей и образованных медицинских работников, которым удобно и комфортно работать в таких условиях, а также новых пациентов, которые воспринимают такие клиники как учреждения нового типа, в которых «приятно» лечиться.

Идея строительства подобных больниц прошлась волной по всей Европе. Такие больницы как Гронингенская медицинская академия в Голландии (http://www.umcg.nl/English/Pages/english.aspx ), Рикшос-питалетский медицинский университет в Осло ( http://www.rikshospitalet.no/ ) и уже упомянутая Видарклиникен в Швеции служат примером для других стран.

Гронингенскую медицинскую академию, одну из крупнейших медицинских центров в Нидерландах иногда называют «город в городе». В больнице, рассчитанной на 1300 коек, работают более 10 000 человек. Корпуса академии соединены дорогами для удобства пациентов, персонала и посетителей, на территории академии также есть сад, магазины, офис одного из национальных банков и многое другое. Все это, как написано на официальном сайте академии, сделано для того, чтобы «пациенты меньше чувствовали, что находятся в больнице».

Более компактные больницы, не менее, чем большие нуждаются в продуманном дизайне. Следующим образом решили этот вопрос специалисты, работавшие над созданием внешнего облика больницы св. Джозефа в Нью Гемпшире (http://www.stjosephhospital.com/ http://www.ventasalud.com/hospital-architecture-design-of-st-joseph-hospital-patient-care-center/ ).
В Великобритании, где находятся одни из самых старых и мрачных больниц в Европе, в настоящее время строятся свыше 100 современных больниц, которые должны быть закончены к 2010 г. В процессе проектирования особое внимание уделяется дизайну.

Университетская больница Норфолка и Норвича, в 2002 году получившая награду за лучший дизайн (Building Better Healthcare Award), также представляет собой выдающийся образец больницы, способствующей выздоровлению.
Не секрет, что маленькие пациенты еще в большей степени, чем взрослые, испытывают стресс и тревогу при попадании в больницу. Именно поэтому дизайн детского медицинского учреждения должен быть особенно продуманным и дружелюбным. Об этом позаботились в лондонской детской больнице им. Эвелины (http://www.hughpearman.com/articles5/evelina.html ).
Характерно, что правительство Великобритании, высоко оценивая влияние дизайна и архитектуры медицинского учреждения на состояние пациента, активно привлекает архитекторов и дизайнеров, специализирующихся на такого рода проектах, и выделяет гранты на создание современных высокотехнологичных и комфортных больниц. Так, в 2010 году Министерство Здравоохранения Великобритании запустило принципиально новый проект «Дизайн, сохраняющий достоинство пациента» (http://www.designcouncil.org.uk/about-us/Media-centre/Top-British-designers-and-architects-to-improve-privacy-and-dignity-in-NHS-hospitals/ ).

В России идея создания специального дизайна медицинских учреждений и крупных больниц, способствующих выздоровления пока еще выглядит новаторской. Тем не менее, все больше руководителей, преимущественно частных клиник, придают этому значение и планируют строительство и реконструкцию медицинских центров таким образом, чтобы они сочетали в себе как функциональность и хорошую техническую оснащенность, так и дизайн, позволяющий пациентам максимально комфортно чувствовать себя в стенах клиники.

К сожалению, зачастую для создания дизайна медицинского учреждения привлекаются не специализированные дизайнерские агентства, знающие специфику этой области, а любые другие компании, что не всегда приводит к желаемым результатам.

Во всем мире для консолидации архитекторов, дизайнеров и других специалистов, работающих в этой области, проводятся ежегодные форумы и конференции, принимая участия в которых можно обсудить наиболее острые проблемы с коллегами, перенять их опыт и наладить новые контакты.

Таким мероприятием в России стали «Дни Британского здравоохранения», которые пройдут второй раз 25-27 мая 2011 года в Санкт-Петербурге в рамках IV ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ФОРУМА» (www.medforumspb.ru) и к участию в них приглашены ведущие дизайнерские агентства и архитектурные бюро Великобритании и России.

Источник http://farosplus.ru/index.htm?/mtmi/mt_65/architect_design.htm

Полезные статьи

Быстрая связь